1946-1950 гг.

Великая Отечественная война разделила 1940-е гг. на две части. Во второй половине этого десятилетия перед Иркутским финансово-экономическим институтом встало несколько первоочередных задач. Во-первых, нужно было решить проблему дефицита преподавательских кадров. Согласно утвержденному в 1947 г. штатному расписанию в вузе должно было работать сорок два преподавателя и шесть совместителей. Фактически работало тридцать пять и восемнадцать совместителей, вакантными оставались должности по семи дисциплинам. Большая часть преподавателей были молодыми специалистами со стажем работы до пяти лет. В институте не было ни одного профессора, только восемь преподавателей имели звание доцента, трое – ученую степень кандидата наук.

Требовалось увеличить количество остепененных преподавателей. В этот период один из кандидатских экзаменов можно было сдать в ИФЭИ. При институте действовал вечерний университет марксизма-ленинизма. Окончившим его лицам, экзамен по диалектическому и историческому материализму засчитывали в кандидатский минимум. В институте также были организованы курсы по углубленному изучению иностранного языка, которые помогали преподавателям в подготовке к кандидатскому экзамену. Экзамены по специальным дисциплинам (финансы, бухгалтерский учет и анализ и др.) преподаватели ИФЭИ сдавали в Москве и Ленинграде, что требовало затрат времени и больших расходов. Но это были не единственные трудности. В указанный период многие столичные вузы отказывались принимать диссертации к защите из-за перегруженности Ученых советов. Только в конце десятилетия ИФЭИ было разрешено открыть аспирантуру на кафедрах политической экономии и экономики промышленности. В 1950 г. в нее подали заявления два человека, но, по разным причинам ни тот ни другой не были приняты.

Во второй половине 1940-х гг. многие преподаватели работали над кандидатскими и докторскими диссертациями, но только некоторые из них получили ученую степень: кандидатские диссертации защитили И.Г. Старичков, П.К. Соколов, В.А. Новиков, В.Н. Шерстобоев.

И.Г. Старичков возглавлял кафедру бухгалтерского учета и анализа, В.Н. Шерстобоев стал заведующим кафедры экономики сельского хозяйства. В течение этого десятилетия он написал первую часть монографии «Илимская пашня». В 1947 г. на эту работу был получен отзыв академика С.Г. Струмилина: «Очень серьезная исследовательская работа. Могу поздравить автора с большой творческой удачей».

Темы научных исследований, проводившихся преподавателями ИФЭИ, имели практическое значение для развития промышленности и сельского хозяйства региона. Например, И.С. Шаферман работал над темой «Себестоимость промышленной продукции и пути ее снижения на предприятиях Иркутской области», П.К. Соколов «Хозяйственное освоение малых рек Иркутской области», И.Г. Старичков «Рентабельность и оборотные средства промышленности Иркутской области», М.М. Магарил «Внедрение предупредительных методов контроля качества продукции», В.Н. Шерстобоев «Планирование в колхозе».

Помимо этого преподаватели вуза оказывали практическую помощь различным учреждениям и промышленным предприятиям города и области. Она выражалась прежде всего в обучении партактива (областного, городских, районных комитетов ВКП(б)) и хозяйственного актива промышленных предприятий (мастеров цехов, начальников цехов, секретарей партийных бюро и руководителей предприятий). Для них читали лекции по различным актуальным вопросам, например, путей снижения себестоимости промышленной продукции, улучшению использования основных и оборотных средств, режиму экономии. Преподаватели ИФЭИ давали заключения по плану электрификации семнадцати районов Иркутской области на 1950-1965 гг., проводили консультации по вопросам улучшения качества выпускаемой продукции (на швейной, обувной, сапоговаляльной фабриках), помогали предприятиям легкой промышленности выполнять взятые ими на себя обязательства по ускорению оборачиваемости оборотных средств (обувные фабрики № 1 и 9, пимокатная и трикотажная фабрики, кожевенный завод и завод № 4). Систематически оказывали помощь в работе бюджетной комиссии областного совета депутатов трудящихся.

В декабре 1946 года в институте прошла первая научная студенческая конференция. В указанный период студенчество стали активно привлекать к научной работе. При кафедрах работали научные кружки, в 1947/48 уч. г. их было четыре, к концу десятилетия научный кружок действовал при каждой кафедре.

Вовлечение студентов в научные исследования показало, что они могут самостоятельно решать серьезные экономические вопросы, оказывать практическую помощь предприятиям области. Особенно активно к исследованиям на предприятиях в этот период привлекала студентов кафедра бухгалтерского учета и анализа. Лучшие доклады представлялись на городскую научную студенческую конференцию. В 1949 г. были удостоены премии доклады М.В. Научителя и П.И. Ярыгина. Еще одной важной задачей было восстановление материальной базы. После пяти лет эксплуатации госпиталем здание учебного корпуса требовало капитального ремонта, не работала канализация, было разморожено центральное отопление, в некоторых местах протекала крыша, во многих аудиториях не было окон и дверей, обваливалась штукатурка. Нужно было также восстановить работу подсобного хозяйства, обновить транспортный парк, обеспечить студентов общежитием, а иногородних преподавателей квартирами.

К сожалению, уже после возвращения институт столкнулся с нехваткой площадей учебного корпуса. Одну треть его заняли под общежитие, на полуподвальном этаже разместили столовую, кухню с подсобными помещениями и котельное отделение центральной отопительной системы. Часть комнат была занята канцелярией, бухгалтерией, дирекцией. При наличии двадцати двух учебных групп уже в 1946/47 учебном году для организации учебного процесса было недостаточно восемнадцати аудиторий, спортивного зала и актового зала. Постепенно здание ремонтировали, что позволяло использовать больше аудиторий, в тоже время увеличивалось количество студентов. Недостаток площадей на долгие годы стал для института одной из основных трудностей, которая, тем не менее, не замедлила развития вуза.

Почти все студенты, обучавшиеся в ИФЭИ, были приезжими, поэтому им требовалось общежитие. К концу десятилетия оно располагалось в трех зданиях – на первом, третьем и четвертом этажах в учебном корпусе (1400 кв. м.) по улице Ленина, д. 36 (522 кв. м.) и в одноэтажном деревянном здании во дворе института. Все помещения были оборудованы комнатами, где студенты могли готовить пищу и титанами для кипячения воды. В общежитии по ул. Ленина д. 36 за вторую половину 1940-х гг. провели центральное отопление, до этого здание отапливали углем. Указанных площадей для размещения студентов не хватало, но только в конце десятилетия администрации удалось добиться разрешения на постройку нового здания общежития, рассчитанного на четыреста человек.

В одноэтажных небольших домах во дворе учебного корпуса, в общежитии по ул. Ленина д. 36 и в одноэтажном доме, находившемся во дворе этого общежития, находились квартиры пятнадцати преподавателей.

Во второй половине 1940-х гг. в распоряжении ИФЭИ оставалось большое подсобное хозяйство. Тридцать семь гектаров земли ежегодно засевали зерновыми и бобовыми культурами, картофелем и другими овощами, кормовыми корнеплодами (например, в 1947 г. собрали больше ста тонн овощей). Значительную часть получаемых продуктов отдавали государству, часть шла на питание студентов. Обслуживание хозяйства осложнял недостаток обрабатывающей техники и удаленность от Иркутска, поэтому дирекция на протяжении ряда лет просила выделить трактор с прицепным инвентарем и три трехтонные автомашины.

В указанный период занятия в институте проводили в одну смену, однако из-за недостатка аудиторного фонда не было помещений, где бы преподаватели могли находиться после их окончания. Консультации они проводили в специальных кабинетах, предназначенных для самоподготовки студентов. К концу 1940-х гг. каждая кафедра имела кабинет, где были собраны все необходимые учебные материалы: методические и наглядные пособия, книги и журналы по специальности. Кабинеты были открыты ежедневно с 17 до 22 часов, кроме выходных дней. Во время сессий с 9 до 14 и с 17 до 23 часов и по выходным с 9 до 14 часов. До пяти часов вечера там проводили практические и семинарские занятия, после студенты выполняли домашние задания. При каждом кабинете работал лаборант, который выдавал необходимые материалы и, если требовалось, консультировал. Он же вел учет консультаций преподавателей и посещаемости студентов. В кабинетах вывешивались календарные графики лекций, практических и семинарских занятий, схемы, таблицы, диаграммы по специальности. Устраивались выставки литературы по изучаемым темам.

Например, кабинет кафедры экономической географии был оснащен картами. Там также стоял радиоприемник для постоянного прослушивания студентами обзоров событий международной жизни, последних известий и докладов. При кабинете кафедры экономики сельского хозяйства находилась лаборатория со специальной посудой и химическими веществами. Там стояли муляжи плодов, овощей, кормовых корнеплодов, отечественных пород скота, находились гербарии, таблицы и коллекции растений. Висела карта Сталинского плана преобразования природы (три на два метра) и почвенная карта Европейской части СССР, схемы и таблицы по растениеводству, животноводству, экономике сельского хозяйства, сельскохозяйственным машинам.

Книги в кабинеты поступали из библиотеки, ее штат в 1940-х гг. составлял шесть человек: заведующая, библиограф, старший библиотекарь, три библиотекаря. Абонемент работал с 10.30 до 19.00, читальный зал, рассчитанный на двести человек, с 8.00 до 23.00. В 1947 г. книжный фонд составлял восемьдесят восемь тысяч пятьсот семьдесят пять экземпляров. Помимо традиционных выставок, посвященных, например, памяти В.И. Ленина или Великой Октябрьской революции, устраивались выставки научных работ по сельскому хозяйству, выполненных учеными г. Иркутска. Постоянно действовала выставка, посвященная пятилетнему плану восстановления и развития народного хозяйства на 1946-1950 гг.

После окончания войны в вузе по-прежнему действовал финансово-экономический факультет, включавший два отделения: финансовое (по специальности финансы) и кредитно-экономическое (по специальностям финансирование и кредитование капитальных вложений и краткосрочное кредитование). Работало десять кафедр: марксизма-ленинизма, политической экономии, финансов СССР и иностранных государств, денежного обращения и кредита СССР и иностранных государств, статистики и математики, отраслевых экономик, экономической географии, бухгалтерского учета и анализа, военной подготовки, иностранных языков. Также были самостоятельные курсы: «Основ советского государства и права», русский язык, математика, текущая политика для студентов спецконтингента (иностранных). Позднее кафедру военной подготовки заменила кафедра физического воспитания и спорта, а вместо кафедры отраслевых экономик появились кафедры экономики промышленности, сельского хозяйства и торговли.

В 1946 году институт вышел из подчинения Министерства финансов и перешел в подчинение Министерства высшего образования. Директор ИФЭИ указывал на необходимость (в связи с острой потребностью всех отраслей народного хозяйства в кадрах высококвалифицированных экономистов) создания нескольких факультетов: финансового, банковского, торгового, планового и дальневосточного (с целью подготовки экономистов для работы со странами Дальнего Востока). Предлагалось также создать экономико-статистический факультет с отделениями статистики промышленности и статистики сельского хозяйства и реорганизовать ФЭФ в факультет финансов отраслей народного хозяйства. Из всех предложенных факультетов был создан только один – планово-экономический, в 1947 г.

В 1949/50 уч. году план набора составлял сто пятьдесят человек, на факультеты зачислялось равное количество первокурсников по двадцать пять на каждую специальность. Больше всего заявлений поступило на специальность экономика промышленности, единственную, где наблюдался конкурс (больше двух человек на место). Меньше всего – десять заявлений – было подано на специальность экономика сельского хозяйства. Недобор ощущался и на финансовой специальности. Для того чтобы привлечь абитуриентов на специальность экономика сельского хозяйства дирекция просила приравнять обучавшихся по ней студентов к студентам сельскохозяйственных вузов, получавших стипендию, таким же способом предлагалось устранить недобор на финансово-экономическом факультете.

К концу 1940-х гг. была активизирована деятельность по набору на первый курс. Во все средние школы Сибири и Дальнего Востока отсылались объявления, проспекты, специальные письма учащимся десятых классов. О профиле ИФЭИ два раза в неделю делали передачи по радио по Иркутску и Иркутской области, в таких крупных городах как Владивосток, Хабаровск, Улан-Удэ, Красноярск, областях, краях и республиках. В газетах в рубрике «Куда пойти учиться» помещали объявления. С марта по апрель преподаватели уезжали в командировки с тем, чтобы в разных городах проводить беседы с учащимися десятых классов. В 1949 г. были заключены договоры со школами в гг. Владивостоке, Хабаровске, Благовещенске для организации там приемных экзаменов.

Несмотря на проведение такой работы, по признанию администрации института, выполнить план в условиях Иркутска было очень сложно. Только в Иркутском государственном университете и горно-металлургическом институте наблюдался небольшой излишек (двадцать процентов) поданных заявлений, остальные вузы выполняли план набора не выше чем на пятьдесят процентов.

Учебный год первокурсников начинался с вводных лекций о том, как работать с книгой, слушать и записывать изучаемый материал. Для того чтобы улучшить самоподготовку, некоторые кафедры на свои заседания приглашали студентов для отчета о проделанной самостоятельной работе; преподаватели, также проводили собеседования по пройденному материалу, осуществляли просмотр конспектов. В 1949 г. в ИФЭИ был проведен общественный смотр, на котором проверяли конспекты каждого студента по политэкономии и в каждой группе по какой-либо еще одной дисциплине на выбор. Тех, кто приходил на занятия не подготовленным вызывали в учебную часть, с ними беседовали, критиковали на профсоюзных и комсомольских собраниях, писали в стенгазете.

Большое влияние на успеваемость имела политико-воспитательная работа, которую повседневно проводили дирекция, деканаты, кафедры, партийная, профсоюзная, комсомольская организации (которая, по мнению горкома ВЛКСМ, была наиболее сильной среди вузовских организаций Иркутска) и весь преподавательский коллектив. Раз в неделю для студентов проводили политинформацию по плану, разработанному кафедрой марксизма-ленинизма и утвержденному партбюро. За каждой академической группой был закреплен утвержденный комитетом комсомола агитатор. Политическое воспитание осуществлялось в ходе лекций, на семинарских и практических занятиях, и в повседневной жизни. В рамках этой работы ежегодно проходили конференции. Например, в 1949 г. они были приурочены к семидесятилетию И.В. Сталина. На студенческой конференции, посвященной этому событию, студент первого курса Голобоков сделал доклад «По сталинским местам», в котором использовал электрифицированную карту. На ней последовательно загорались лампочки в местах подпольной работы вождя, пунктах ссылки и местах участия его в конференциях и съездах партии. В заключительной части доклада вспыхнули на карте все двадцать две лампочки, осветившие места, где жил и работал Сталин.

Контроль за ходом учебного процесса осуществлялся дирекцией, учебной частью, деканами, заведующими кафедр и преподавателями, а также Областным комитетом ВКП(б). В основном он заключался в посещении лекций и семинаров. Лекции стенографировали (стенограф В. Нодельман). Например в 1949/50 уч. г. было застенографировано двадцать лекций, на шестнадцать из них были получены рецензии профессоров и доцентов московских экономических вузов. Почти в каждом годовом отчете указывалось: «Случаев проявления низкопоклонства перед буржуазной наукой и культурой со стороны отдельных преподавателей за отчетный период не наблюдалось».

При институте работал лекторий, доклады и лекции в котором читали не только преподаватели ИФЭИ, но и приглашенные из других вузов. Тематика была самой разнообразной, они могли носить и политический и краеведческий характер. Например: «Борьба советского народа за прочный и длительный демократический мир и безопасность», «История города Иркутска», «О Байкале», «О русских ученых и изобретателях Яблочкове и Ладыгине», «Реактивные самолеты», «Любовь, брак и семья в социалистическом обществе», «Будущее реки Ангары». В институте проходили встречи с известными писателями Иркутска – Г. Марковым и А Ольхоном. Проводились беседы на различные темы: «О правах и обязанностях граждан СССР», «О доктрине Трумэна».

В начале 1940-х гг. выходили две стенгазеты «Экономист» и «Комсомольский бюллетень», затем к ним добавились «Голос экономиста», «Комсомолец», «Бокс», «Финансист», «Плановик». Выходило от восьми до девяти номеров каждой из них. Также в учебном корпусе и в общежитии стояли специальные витрины с местной и центральными газетами. В актовом зале еженедельно демонстрировались кинокартины и киножурналы.

Во второй половине 1940-х гг. большое внимание стали уделять физическому воспитанию студентов. До 1947 г. занятия проходили при военной кафедре по программе подготовки офицеров финансовой службы запаса. На третьем курсе, студенты окончившие курс военной подготовки, сдавали выпускные экзамены на звание сержанта. Преподавателями были М.Н. Емельянов, Д.В. Бочков, П.М. Кирпичников (два подполковника и старший лейтенант). Они преподавали тактику, топографию, войсковое хозяйство, финансовое хозяйство, строевую и огневую подготовку. В апреле 1948 г. женщины были освобождены от прохождения военной подготовки. Годом ранее вышло постановление ЦК ВКП(б) о развитии массового физкультурного движения. В соответствии с ним была перестроена вся работа ИФЭИ по физическому воспитанию, а соответствующая кафедра выделена в самостоятельную.

Большинство поступавших в ИФЭИ юношей и девушек в спортивном отношении были плохо подготовлены. Большинство до поступления в вуз не занимались спортом или занимались не систематически. С начала учебы они вовлекались в насыщенную спортивную жизнь вуза. В плановые занятия входили легкая атлетика, гимнастика, лыжи, баскетбол, волейбол. Также студенты сдавали нормативы Всесоюзного физкультурного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) первой и второй ступеней. В него входили: бег на короткие, средние и длинные дистанции, ползание по-пластунски, прыжки в длину и высоту с разбега, гимнастика, акробатика, подтягивание на перекладине и др. Длительность подготовки для сдачи нормативов первой ступени составляла один год, второй – полтора года. Помимо плановых занятий студенты занимались в различных секциях. На протяжении указанного периода действовали секции: гимнастическая, лыжная, конькобежная, волейбольная, баскетбольная, стрелковая, шахматно-шашечная, автомотоспорта, гребли и фехтования.

В 1949\50 уч. году был закуплен спортивный инвентарь: тридцать одно наименование, от лыжных костюмов до мотоциклов ИЖ 350 (два) и К-125. Занятия волейболом проходили на оборудованной площадке во дворе общежития по ул. Ленина, 36, по легкой атлетике – на стадионе «Авангард».

Студенты ИФЭИ принимали участие во всех городских соревнованиях, кроссах, эстафетах (например, на призы газеты «Восточно-Сибирская Правда») и ежегодной межвузовской спартакиаде, которую проводил отдел учебных заведений Иркутского областного комитета по делам физкультуры и спорта. Кроме этого в ИФЭИ устраивали товарищеские и матчевые встречи по видам спорта между факультетами, проводились соревнования, посвященные юбилейным датам (Дню восьмого марта, Октябрьской революции, Советской армии, Первому мая). Кафедра физического воспитания устраивала спортивные вечера, где выступали гимнасты и акробаты. Выпускала свою стенгазету «Спорт», бюллетени о ходе кроссов и соревнований, статьи в стенгазете «Экономист», спортивные фотогазеты. Организовывала мероприятия для отдыха – лыжные прогулки, катание на лодках, посещение зональных соревнований по баскетболу и футболу. В 1949/50 уч. году кафедрой совместно с партийной организацией ИФЭИ был организован агитационный лыжный переход, приуроченный к выборам депутатов в Верховный Совет СССР. Команда лыжников из двенадцати человек прошла за два дня больше семидесяти километров и провела ряд бесед и докладов в селах Иркутского сельского района (Веденщина, Смоленщина, Акино-Баклаши, Олха и др.)

Через месяц после окончания института выпускники обязаны были выехать на место работы. Они получали направления на работу в организации и предприятия различных министерств и ведомств (например, станкостроения, речного флота, финансов). Наряду с путевками, министерства выдавали им средства на переезд и обустройство на новом месте. Не обходилось и без курьезов в распределении. Например, выпускников финансово-экономического факультета, специализировавшихся по государственному бюджету, направляли на работу в качестве плановиков или инженеров-экономистов. В 1950 г. представитель министерства финансов привез разнарядку, по которой значительное количество будущих мест работы находилось в республиках Средней Азии, где работали Ташкентский финансовый институт и Самаркандский институт народного хозяйства. В то же время финансовые органы Сибири и Дальнего Востока, в которых студенты ИФЭИ проходили производственную практику, испытывали острую нужду в квалифицированных специалистах и годами не могли получить выпускников института.

Итоги проделанной с 1946 по 1950 гг. работы администрацией вуза и всем преподавательским коллективом не могут не впечатлять. Был увеличен набор студентов, создан новый факультет, существенно укреплена материальная база, увеличено количество преподавателей (в том числе остепененных), открыта аспирантура. Деятельность ИФЭИ в следующем десятилетие была еще более плодотворной.